Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Без лишних
вопросов
на связи администратор, который
знает вашу историю болезни
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Персональный
виджет
с назначениями, заключениями
и записями на прием
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Продолжите
в телеграм-боте
это удобно: мы всегда онлайн
в вашем телефоне
Гиперактивность у детей достаточно понятный термин для многих. Дети очень активные, практически не сидят на месте. Маленькие дети активно передвигаются по квартире, более старшие не могут спокойно сидеть на одном месте, вертятся, крутятся; часто встают со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, бегают, не могут спокойно играть. Такие нарушения отмечаются достаточно часто. Однако они обычно не несут патологический характер и обусловлены определённым темпераментом ребёнка. В определённых случаях гиперактивность сочетается с неусидчивостью, вот тогда возможно говорить о медицинском диагнозе: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Эти дети неспособны удерживать внимание на деталях из-за небрежности, с трудом сохраняют внимание при выполнении заданий или во время игры; избегает и выказывает недовольство в выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). Обращаются с жалобами на то, что дети часто теряют вещи, легко отвлекаются на посторонние стимулы. И в тоже время у таких детей отмечается гиперактивность, отмечается импульсивность: отвечают на вопросы не задумываясь, с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях, вмешивается в беседы и игры.
В англоязычной литературе используется термин - Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD).
Для этого синдрома характерны три составляющих:
Такие нарушения в последние годы в России и за рубежом становятся всё чаще. Почему такое происходит достаточно сложно объяснить. Возможно большей урбанизацией и активностью нашей жизни, большей напряжённостью, как для будущих матерей, так и детей и рядом других причин.
В последнее время СДВГ стал модным диагнозом. Этот диагноз зачастую ставят необоснованно. Очень часто ко мне приходят на приём родители, которые говорят, что их дети гиперактивные или врач поставил ребёнку такой диагноз. Тут важно разгроничить и уточнить понятия!
Гиперактивность ребёнка – это не значит, что у данного ребёнка СДВГ. Такой диагноз (СДВГ) правомочен с пятилетнего возраста. В последнее время отмечается гипердиагностика. Ко мне на приём приходили дети, которым в 1,5-2 года ставят такой диагноз. Все дети должны быть активными. Ещё раз хочу сказать, что гиперактивность ребёнка, не значит, что у него такой диагноз – СДВГ, потому что у него ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания.
По моим наблюдениям, у детей у которых развивался СДВГ, в раннем возрасте отмечались нарушения сна. Точнее они в раннем возрасте отказывались от дневного сна – в 2,5-3 года. Они были нипеактивными и мало спали. В более старшем возрасте наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с этим синдромом обнаруживается легкие нарушения координации движений, моторная неловкость. Для них часто характерны сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц.
Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, не приносящими удовлетворения.
К подростковому возрасту гиперактивность у таких детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в ряде случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. Что даже сказывается на выборе профессии. Такие люди активные и мало спят. Таким образом СДВГ в зрелом возрасте приносит положительные дивиденды.
Оказание помощи таким детям должно быть комплексным и объединять различные подходы методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение, назначенное детским неврологом.
В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Родителям нельзя допускать все дозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Детям надо отдавать просьбы и задания чётко: взять ребёнка за руки, чтобы привлечь его внимание, чтобы он посмотрел в глаза и кратко сказать свою просьбу. Детей необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ребенку удалось довести начатое дело до конца. Домашняя обстановка должна быть доброжелательной и спокойной.
Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации - это развешивание специальных листов-памяток. Листы вывешиваются в комнате ребенка или, например, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной форме, но также сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел. Например: «заправь постель», «почисть зубы», «собери спортивную форму» и т.д.
Медикаментозная терапия назначается неврологом индивидуально каждому ребенку. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных не медикаментозных методов коррекции. Успехов вам в воспитании гиперактивных детей.
Автор: Воронов Игорь Анатольевич, детский невролог сети ПреАмбула, кандидат медицинских наук
Услуги