Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Без лишних
вопросов
на связи администратор, который
знает вашу историю болезни
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Персональный
виджет
с назначениями, заключениями
и записями на прием
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Продолжите
в телеграм-боте
это удобно: мы всегда онлайн
в вашем телефоне
Вопрос, который всегда особенно волнует родителей маленького ребенка, – нет ли у него психических отклонений и как их определить? Можно ли вовремя увидеть задержку психического развития (ЗПР) у грудничка и скорректировать ее? Как и во всех остальных вопросах, связанных с развитием в возрасте до года, первое, что стоит запомнить родителям, – любой диагноз может поставить только детский врач-специалист. В некоторых случаях – не один: в последние несколько лет отмечается, например, гипердиагностика расстройств аутистического спектра. Несмотря на серьезность этого диагноза, при перепроверке он подтверждается далеко не всегда.
Второе. Ребенок ребенку рознь, и темпы развития у каждого свои. Кроме того, психика ребенка пластична, и многие варианты задержек психического развития можно скорректировать в раннем возрасте безо всяких последствий в дальнейшем.
Третье. Задача родителя – информированное наблюдение за ребенком. Иными словами, нужно знать примерные возрастные нормы и обратить внимание врача, если, с вашей точки, что-то идет не так. Самостоятельно ставить диагнозы и тем более назначать лечение родитель ни в коем случае не должен.
Социальные коммуникации младенца, который еще не может говорить, проявляются в эмоциональных реакциях (улыбке, плаче) в ответ на обращение взрослого. Конечно, при этом должны быть в норме зрение и слух. Они проверяются уже в первый месяц жизни ребенка: акустический тест многие дети проходят еще в роддоме, а консультацию офтальмолога ребенок проходит по достижении месячного возраста.
Новорожденный видит не очень четко, однако к возрасту 1 месяц в норме ребенок уже должен следить за перемещением предмета (погремушки), фиксируя на нем взгляд. Он прислушивается к звукам, вздрагивает, если слышит внезапный громкий звук. Примерно в полтора месяца появляется первая реакция на интонацию, с которой к нему обращается взрослый: улыбка, если эта интонация ласковая, и плач, если нет.
В три месяца дети способны поворачивать голову к источнику звука. Еще через месяц ребенок уже различает лица и по-разному реагирует на «своих» (к которым он привык) и «чужих» (которых он видит редко). За «своими» он следит с интересом, улыбается. Реакция на «чужих» (в том числе, кстати, и на детского врача) может быть разной. В этом возрасте ребенок хорошо видит на расстоянии примерно 50 см от своего лица, переводит взгляд с предмета на предмет.
С этого возраста ребенок активно взаимодействует со взрослыми, а потом и с другими детьми, и очень важно наблюдать, как именно он это делает – смотрит ли он в глаза, адекватны ли его реакции обращению, инициирует ли он общение сам.
Что касается речи, важнейшей коммуникативной составляющей, она также начинает развиваться практически с рождения. Крик новорожденного – это уже в своем роде «речь». Здесь, как и в случае со слухом и зрением, тоже следует сперва исключить чисто физиологические факторы задержки развития. Например, у ребенка может быть слишком короткая уздечка языка, и это препятствует движению языка во рту в полном объеме, а в будущем – правильной речи. Осмотр ротовой полости в 1 месяц педиатром может выявить эту проблему.
Сперва в речи ребенка появляются гласные, потом, постепенно – согласные. Двухмесячный ребенок начинает гулить, затем, к полугоду – лепетать, выговаривать отдельные слоги («ма», «ба»).
Годовалый ребенок в норме использует не менее 2-3 слов. Не менее важно развитие указательного жеста пальцем, который появляется примерно в 11-14 месяцев. Третий признак правильного развития речи в этом возрасте – понимание речи, обращенной к ребенку, простых инструкций. Центр понимания речи у ребенка формируется быстрее, чем центр собственной речи – последний формируется только к трем годам. Поэтому даже если ребенок понимает обращение к себе, указывает на предметы пальцем, но при этом не использует более двух слов, это вполне может быть вариантом нормы. А вот если к двум годам ребенок все еще не указывает пальцем на предметы, это может быть признаком задержки психического развития.
К двухлетнему возрасту дети уже существенно различаются между собой по уровню развития речи. Кто-то может использовать только несколько слов, а кто-то читает стишки и использует предложения из нескольких слов. Важно, чтобы оценку развития ребенка проводил невролог, потому что около двух лет ЗПР и ЗРР встречаются достаточно часто, но могут быть скорректированы при своевременной диагностике.
Для правильного психического развития ребенка, в том числе и речевого, важно, чтобы он не был изолирован. В течение первого года жизни он должен слышать разную речь, голоса, интонации. В более старшем возрасте помочь развитию речи может общение с детьми, которые уже говорят. Даже если родители замечают в поведении ребенка что-то тревожное, главное – сохранять спокойствие, не давить на ребенка и обязательно показать его детскому неврологу.
Автор: Воронов Игорь Анатольевич, детский невролог сети ПреАмбула, кандидат медицинских наук
Услуги