Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Без лишних
вопросов
на связи администратор, который
знает вашу историю болезни
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Персональный
виджет
с назначениями, заключениями
и записями на прием
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Продолжите
в телеграм-боте
это удобно: мы всегда онлайн
в вашем телефоне
Ребенок пошел учиться в школу и у него возникли проблемы с обучением, трудности в коллективе и с учителем. Ребёнок делает простые ошибки в обыкновенных словах, не может правильно и красиво их написать, плохо запоминает информацию. У ребенка появились головные боли. Что с ребенком? Что случилось с малышом? Ведь до школы не было особых проблем. Возможно, у ребенка школьная дезадаптация!
Школьная дезадаптация (ШД) — это нарушения приспособления ребенка школьника к условиям обучения, снижение возможности обучения в школе соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с педагогами, программой обучения, коллективом и другими составляющими школы. Многие ученые сходятся во мнении, что это сложный многофакторный процесс, включающий неврологические и социально-психологические аспекты.
Они обусловлены неготовностью центральной нервной системы (ЦНС) к обучению в школе. Это дети, перенесшие нарушения со стороны нервной системы с рождения, (нарушения произошли во время беременности и в родах). Дети по возрасту должны идти в школу, им исполнилось 7 лет, но в результате поражения ЦНС с рождения они в дальнейшем имеют ряд трудностей при обучении. Часто у таких детей определяется синдром гиперактивности с дефицитом внимания (см. статью «Гиперактивные дети»). Так же это дети, имеющие моторную неловкость. Они плохо завязывают шнурки, плохо владеют ножницами и т.д.
Важной причиной развития ШД является наличие у детей различных неврозов и невротических реакций. Часто школьная дезадаптация возникает у детей перенесших черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. ШД наблюдается у детей имеющих головные боли и сама ШД может вызывать головные боли.
Эти аспекты обусловлены замкнутостью ребенка, его стеснительностью. Возможен неадекватный стиль поведения учителя в классе. ШД может быть обусловлена чрезмерной перегруженностью школьной программы, перегруженностью ребенка дополнительными занятиями в секциях, чрезмерной интенсификацией учебного процесса, нерациональной организацией учебного процесса.
Социально-психологические аспекты ШД решают педагоги и психологи. Для меня, как невролога, важны в большей степени неврологические проблемы. О них мы и поговорим подробнее.
У детей перенесших перинатальное (в сроке от 28 недели беременности, родах и первых шести дней жизни ребенка) поражение ЦНС, часто наблюдаются речевые нарушения: дислалия (неправильное произношение определённых букв или звуков), дизартрия (невнятная речь). Такие речевые нарушения у детей дошкольного возраста в начальной школе приводят к развитию нарушения речи и письма. Ведь как дети говорят, так они и начинают читать и писать. Вот почему очень важно чтобы ребенок пошел в школу с правильным произношением, и вот почему очень важно проводить логопедические занятия таким детям до школы. Наиболее часто встречаемые нарушения у детей начальной школы это дислексия и дисграфия.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, характеризующиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – нарушение письма, которая является одной из форм недоразвития письменной речи, характеризующаяся повторяющимися ошибками. Такие нарушения обусловлены дисбалансом связи между центрами, отвечающими за понимание речи и её произношением.
Дислексия по данным разных авторов встречается у 5-10 % детей школьного возраста. Мальчики страдают дислексией чаще (в 3-4,5 раза). У детей с дислексией при чтении наблюдаются следующие ошибки: замены и смешения звуков при чтении, нарушение понимания прочитанного, аграмматизмы (нарушения в падежных окончаниях, изменениях в окончании глаголов и др.), побуквенное чтение.
Головные боли также могут быть проявлением ШД. На приеме у детского невролога при обращении детей старше 6-летнего возраста – это дети в основном с головными болями и невротическими реакциями. На другие жалобы при обращении к неврологу в таком возрасте приходится незначительное количество обращений. Этим и было продиктована попытка рассказать вам о таких нарушениях.
Головные боли у детей раннего школьного возраста могут быть обусловлены астеническим состоянием, анемией, повышением внутричерепного давления, явлениями вегето-сосудистой дистонии (ВСД). В настоящее время этот термин ВСД замене на Синдром Вегетативной Дисфункции.
Головные боли у школьников чаще - головная боль напряжения. За счёт психоэмоционального напряжения и напряжения мышц шеи, мимических мышц и скальпа с последующим явлением нарушения кровообращения, что вызывает головные боли. Синдром вегетативной дисфункции у детей характеризуется разбалансированностью вегетативной нервной системы, явлениями функционального нарушения кровообращения. По данным разных авторов до 30 % детей школьного возраста страдает эпизодическими головными болями напряжения. Это почти каждый третий ребенок! Хронические головные боли напряжения наблюдаются в 4-5 % случаев у детей школьного возраста. Интересно, что эпизодическими болями напряжения чаще страдают мальчики. Тогда как хронические боли напряжения чаще возникают у девочек. По всей видимости, это обусловлено, тем, что у девочек в процессе возникновения головных болей напряжения, в большей степени выступает психологический, эмоциональный фактор. Девочки по своей природе, более ответственные, более чувствительные. Хотя такое может наблюдаться и у мальчиков. Головные боли напряжения возникают у ответственной личности, обязательной во всём. Такие дети боятся опоздать в школу на занятия, они боятся получить двойку, у них имеется определенный страх перед такими ситуациями.
ШД возникает и у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Такие дети характеризуются импульсивностью, гиперактивностью, нарушением внимания (они быстро переключаются с одного предмета на другой, быстро отвлекаются, они не могут длительно концентрировать внимание и т.д.). Такие дети интеллектуально и умственно не имеют нарушений, но у них нет усидчивости.
ШД возникает у детей с неврозами, особенно с тиками. Об этих нарушениях читайте статьи: «Неврозы у детей», «Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей».
При выявлении симптомов ШД, необходимо точно установить её причины. При установлении причин ШД, устранить их по возможности, а в дальнейшем проводить коррекцию такого состояния. Лечение должно быть комплексным включающим как психологическую коррекцию и психотерапию, так и медикаментозное лечение, которое назначает невролог. Медикаментозная терапия в зависимости от ведущего синдрома ШД, может включать назначение седативной (успокоительной терапии); ноотропов – это препараты, улучшающие память, внимание, речь; витаминотерапии (особенно витамины группы «В», которые улучшают обменные и метаболические процессы в нервной системе и обладающие антистрессовым действием). В каждом конкретном случае медикаментозная терапия назначается индивидуально. Проводятся методики на основе биологической обратной связи (БОС), психотерапевтические и логопедические занятия и др. Очень хорошо проводить занятия с педагогом-дефектологом.
Если ваш ребенок имеет трудности при обучении в школе, с коллективом, педагогами. Вам необходимо обратиться к неврологу и психологу.
Воронов Игорь Анатольевич, детский невролог сети ПреАмбула, кандидат медицинских наук
Услуги