Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Без лишних
вопросов
на связи администратор, который
знает вашу историю болезни
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Персональный
виджет
с назначениями, заключениями
и записями на прием
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Продолжите
в телеграм-боте
это удобно: мы всегда онлайн
в вашем телефоне
Это может быть проблемой. В статистике англоязычных запросов Google вопрос «как уговорить ребенка пойти к дантисту» стоит на втором месте – сразу после «как уговорить ребенка пойти в школу» и перед «как уговорить ребенка пойти спать». В России школа все еще обладает весомым авторитетом, и необходимость туда идти в большинстве семей не обсуждается. С детской стоматологией сложнее: с давних времен осталось ложное представление, что стоматология – это страшно и больно. Причем осталось у нас, у родителей: дети-то советских бормашин уже не застали. Но ребенок может бояться стоматолога не только потому, что наслушался страшилок о зубных врачах из народного фолькора. Посещение незнакомого места – само по себе стресс, плюс надо сидеть в кресле, не шевелясь, подолгу держать рот открытым, вокруг незнакомые люди в масках… Причин для страха достаточно. К счастью, есть действенные рекомендации специалистов, как с этими страхами работать.
1. Чем раньше ребенок впервые попадет к стоматологу, тем лучше.
Первое посещение стоматолога рекомендуется совершить по достижении ребенком 1 года, ортодонта – в возрасте 2 лет. Тогда в более старшем возрасте для ребенка не будет ничего необычного или непривычного в визите к зубному врачу. К педиатру дети, как правило, ходить не боятся, потому что видят его часто. Тут та же логика. Кроме того, чем раньше вы начнете, тем раньше сможете выявить потенциальные проблемы, и лечение будет более легким. Возможно, профилактических мер вообще окажется достаточно.
2. Меньше подробностей.
Ваш рассказ о предстоящем визите к стоматологу должен быть простым. Большое количество подробностей вызывают в ребенке беспокойство. Избегайте излишне сложных объяснений. «Доктор должен посмотреть на твою улыбку и сосчитать все твои зубки» - вот нормальная формулировка. При необходимом общем позитивном настрое психологи не рекомендуют давать ребенку ложную надежду. Если вы заранее заявите, что все будет хорошо, а лечение в итоге все-таки потребуется, ребенок может почувствовать себя обманутым, и его доверие и к вам, и к врачу пострадает. Так что, если дойдет до врачебных манипуляций, и вы об этом знаете, об этом нужно сообщить ребенку заранее в понятных ему терминах: вместо кариеса говорить, например, о сахарных пятнышках на зубках, которые доктор должен почистить.
3. «Проиграйте» визит к стоматологу.
Если ребенок находится в возрасте ролевых игр – то есть ему от 2 до 7 лет – полезно будет заранее поиграть с ним в визит ко врачу. Тут возможны варианты: ребенок может захотеть быть пациентом, или врачом, или вы будете вместе лечить куклу или игрушку. Доктор встречает пациента, усаживает его в кресло, надевает нагрудник, предлагает прополоскать рот, пересчитывает вместе с пациентом все зубки – сверху и снизу, спрашивает, как пациент чистит зубки – в общем, все, как при настоящем визите. Будьте внимательны к ребенку: если у него есть какие-то определенные страхи, это, скорее всего, проявится в игре. Но и развеять его опасения в игровой форме проще всего.
4. Сходите с ребенком посмотреть на клинику.
Если стоматология находится недалеко от дома, вы можете, проходя мимо во время прогулки, предложить ребенку зайти в детский стоматологический центр и посмотреть, что там внутри, без осмотра ребенка врачом. Еще лучше, если до этого вы посетите стоматологию самостоятельно, без ребенка, чтобы убедиться, что в клинике комфортная и дружелюбная атмосфера. Тогда вы будете уверены, что не врете своему ребенку, уверяя, что внутри интересно и не страшно. Если ребенок увидит в стоматологии приветливых людей, игрушки, телевизор с мультиками, интересные плакаты, других детей и убедится своими глазами, что стоматология – не камера пыток, убедить его в следующий раз познакомиться с доктором будет намного проще.
5. Расскажите о том, почему здоровые зубы – это важно.
Если ребенок уже вырос из ролевых игр, например, учится в младших классах, можно донести до него идею о пользе здоровых зубов. Только не в формате лекции и без нравоучений типа «вот ты не хочешь чистить зубы и заболеешь»! Лучше сделать обсуждение познавательным. Например: «как ты думаешь, из чего сделаны твои зубы?», «зачем нужно их чистить? Звери же не чистят зубы», «из чего состоит зубная паста?» и так далее. (Ответы и интересные факты подготовьте заранее.) Ну и личный пример, конечно, важен. Если вы сами чистите зубы кое-как и к стоматологу не ходите, эффект от любой просветительской деятельности будет сведен на нет.
6. Оденьте ребенка удобно и возьмите с собой то, что ему нравится.
Причиной капризов у стоматолога может быть не страх перед лечением, а банальный бытовой дискомфорт. Поэтому его одежда должна ему нравиться, и ему должно быть в ней удобно. Он не должен быть голодным. (Лучше уточнить у стоматолога заранее, можно ли покормить ребенка перед визитом. В большинстве случаев – можно.) Если ребенок привязан к какой-то игрушке, кукле, книжке, игровой мини-приставке, лучше взять ее с собой. Недовольство от нехватки любимой вещи может перевесить интерес к игрушкам, которые есть на территории стоматологии. Кроме того, они могут быть уже заняты другими детьми, и вашему будет нечем себя занять в ожидании приема.
7. Не оставляйте его одного.
Это вроде бы очевидно, но бывает, что родители решают, что их ребенок уже достаточно самостоятелен, и ждут его в коридоре. Не стоит так делать (разве что ребенок в этом году заканчивает школу). В вашем присутствии ему будет спокойнее. Если ребенок очень сильно боится именно боли и склонен к панике, вы можете договориться о стоп-сигнале. Например, если, сидя в кресле, ребенок поднимает правую руку, вы сразу же просите стоматолога остановиться и сделать перерыв, чтобы ребенок мог немного передохнуть, вы могли бы взять его за руку или дать ему игрушку.
А вот чего делать не следует, чтобы не усугублять в ребенке страхи перед лечением зубов:
1. Брать ребенка с собой, когда вы сами идете к стоматологу.
Иногда родители считают, что лучший пример – личный пример, и демонстрируют на себе, как они сдают кровь или лечат зубы. Идея неудачная. Во-первых, у стоматолога вы не сможете общаться с ребенком – у вас рот будет открыт. Ребенку может стать скучно, или он будет мешать персоналу, или вообще выбежит, и вам придется прервать визит. Во-вторых, стиль общения со взрослым пациентом отличается от детских стоматологий: мультиков и игрушек ребенок не увидит, а увидит скучных людей, вооруженных лампами и инструментами и одетых в маски. В-третьих, если вы сами не очень-то любите лечить зубы, ребенок это моментально «считает», а уж если вы хоть как-то выразите боль или дискомфорт – пиши пропало.
2. Говорить о боли и уколах и готовиться жалеть ребенка.
Не нужно заранее настраивать ребенка на то, чего может и не случиться. Да, именно: ему может быть не больно. Возможно, ему не понадобится анестезия. Когда ребенок начинает ходить и часто падает, бывает, что он сначала оглядывается на родителей, чтобы решить: расплакаться или нет. И если у них испуганные лица, если они бросаются к нему на помощь, он в точности соответствует их ожиданиям – начинает орать. Если же родители спокойны, значит, ничего страшного не случилось, поднимаемся и идем дальше. Так же и тут: настройте на спокойный позитивный лад в первую очередь себя. И в большинстве случаев и ребенок подстроится под вас.
3. Подкупать ребенка подарками за поход к стоматологу.
От этого трудно удержаться. Но если вы заранее начнете обещать ребенку что-то в обмен на визит к дантисту, он только укрепится в мысли, что его ждет что-то страшное и болезненное, иначе бы вы так не суетились. И раз уж этого не избежать, выторгует для себя максимум возможного, будьте уверены. Другое дело, если ребенок вел себя во время посещения клиники хорошо, и вы решили вознаградить его за это. Еще раз: за хорошее поведение. Только не покупайте ребенку в качестве награды сладости или газированные напитки. Во-первых, все ваши разговоры о вреде сладостей для зубов в этом случае будут восприняты как лицемерие. Во-вторых, возможно, к стоматологу придется возвращаться раньше, чем планировалось.
Услуги